В вечерний час две девушки, севшие ко мне в такси, назвав наименование одного из городских баров в качестве конечной цели своей поездки, заинтересованно спросили:

- А вы не знаете, там чемпионат мира по футболу сегодня показывают?

Я удивился:

- Ну, наверное, показывают. Сейчас ведь везде, во всех барах футбол смотрят. А вам-то зачем? Судя по виду, вы совсем не похожи на болельщиц.

- Да, нам и не надо совсем футбола. Наоборот, ищем место, где футбольных фанатов не будет. Чтобы спокойно напиться – горе залить…

- И какое же у вас, молодых и красивых, горе?

- А вы что, не слышали? В России же пенсионный возраст повысили!

- А вам разве завтра на пенсию? Похоже, что только лет через сорок – а за сорок лет всё еще может поменяться сорок раз, - попытался утешить я девушек.

- Нет уж. Нам нужно предсказуемое будущее. А нам, кстати, уже по тридцать, и пенсия была не за горами. А теперь… А вы разве не переживаете, что на пенсию позже пойдёте?

- А я вот вчера прочитал, что средняя продолжительность жизни мужчин в Республике Алтай – шестьдесят два – шестьдесят три года. Так что я пока и не парюсь – если верить статистике, то до пенсии я просто не доживу, - оптимистично ответил я.

Да уж. В последнее время целая цепочка из откровенно дилетантских мер власти по «улучшению» жизни в государстве стала предметом тяжёлых вздохов и негативных словесных реакций моих пассажиров: повышение цен на горючее, повышение НДС, повышение пенсионного возраста, право налоговой на отслеживание денежных операций россиян по банковским картам и возможное взимание с этих сумм налогов, обязательный переход предпринимателей на онлайн-кассы для возможностей тотального налогового контроля, и тэ дэ, и тэ пэ, и тэ дэ... Каскад непопулярных решений правительства будто нацелен сделать нищенствующее население России ещё более нищим.

В этой связи мне вспоминается такой анекдот.

Бежит по полю лиса. Быстро бежит - по направлению к лесу.

Встречается ей по дороге обезьяна. Обезьяна спрашивает:

- Ты куда это, лиса, так припустила?

Лиса отвечает:

- А ты, что ли, не знаешь? Новый налог ввели - на мех. Я и решила, что лучше пока подальше в лесу спрятаться…

Через минуту лиса видит, что её с дикой скоростью обгоняет та самая обезьяна.

- Эй, обезьяна! А ты-то куда бежишь? Тебе-то чего бояться? У тебя и мех-то совсем плохонький, а зад так вообще голый.

- Вот-вот, - оборачивается к лисе обезьяна, - знаю я нашу страну: с нас, голожопых, и начнут…

Смех смехом, а доля истины в этом анекдоте, конечно, имеется. Знаю я пару пройдох, которые покупают, делают евроремонт и продают уже намного дороже квартиры, и не платят с этого никаких налогов, потому что знают лазейки в законодательстве и платят взятки чиновникам. А вот, насколько я предполагаю, обычный гражданин, решив избавиться от квартиры, которую недавно приобрёл, попадёт на серьёзный налог, потому что государство вменит ему в вину предпринимательство в особо крупном размере, и даже, возможно, если он продаст квартиру дешевле, чем купил. И так во всём!

И за примерами даже далеко ходить не надо. Каждый человек ведь сам себе пример. И мне тоже… стоит лишь вспомнить.

Переехав в своё время в Горно-Алтайск, я практически сразу же обратился за помощью в трудоустройстве к государству – в городской фонд занятости. Сотрудница центра занятости, услышав про мою временную прописку, отправила меня прямиком к директору, который, добродушно улыбнувшись, сказал:

- Ну, и зачем же вы сюда переехали? Горно-Алтайск – город чиновников. И никакой работы здесь нет.

И «компетентно» добавил:

- А с временной пропиской мы вас даже и на учёт, как безработного, поставить не можем. Вам когда постоянную прописку сделать обещали?

- В течение месяца дом обещали перевести из садоводческого товарищества в городскую черту, - дал ответ я.

- Вот вы когда пропишитесь в своём доме, тогда к нам и приходите. Всего доброго! – попрощался руководитель.

Озадачившись самостоятельным поиском достойно оплачиваемой работы, я одновременно и (как мне казалось) временно, начал подрабатывать в такси. А оформление дома через бюрократические инстанции затянулось аж на год.

Через год, уже имея постоянную горно-алтайскую прописку, я снова пришёл в городской центр занятости. Специалисты центра поставили-таки меня на учёт, но предупредили, что, поскольку я не работал уже больше года, то и не могу претендовать на вакансии только по специальности или по последнему месту работы, а обязан согласиться на одну из трёх первых предложенных службой занятости должностей. Но первая же предложенная мне работа прозвучала, как оскорбление: человеку с высшим образованием и опытом торговой, аналитической и управленческой работы предложили поднимать и опускать шлагбаум на заводе ЖБИ - за четыре тысячи рублей в месяц. А к тому времени я уже попал в команду ребят, которые в летний сезон возили туристов, охватывая своими услугами многочисленные турбазы Аи, Манжерока, Бирюзовой Катуни, Чемала. И иногда я зарабатывал более четырёх тысяч рублей в день.

Так что предложенная зарплата меня явно не устраивала. Пособие по безработице представляло из себя сумму того же порядка. К тому же для

получения пособия нужно было каждый месяц проставлять в бумажках-направлениях отказы работодателей и раз в месяц отмечаться в службе занятости. А мне стало некогда и стыдно заниматься этой ерундистикой, поэтому я, снова посетив, кабинет директора отдела занятости населения, предложил «государству» такую сделку:

- Давайте я не буду получать госпособие по безработице, так как у меня и без вас вроде сейчас получается работать - в такси, но пусть ваша помощь выразится хотя бы в виде поддержки легализации моего бизнеса: мне ведь нужно зарегистрировать ИП в налоговой, получить лицензию, обклеить машину, поставить шашку на крышу, приобрести детское кресло, навигатор и так далее. Давайте оформим мне разовую субсидию тысяч этак в десять рублей. А-а?

Директор благодушно улыбнулся:

- Да-да-да, у нас действительно была подобная программа, но мы уже выделили десяти горно-алтайским таксистам по паре десятков тысяч рублей, так что данная программа уже завершена, и, к сожалению, денег на трудообустройство таксистов в нашем бюджете больше нет.

Прозвучало это, как лозунг из «Золотого телёнка» Ильфа и Петрова: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Ну, и ладно, выкарабкаемся сами, но тогда зачем мне, скажите, такое государство, выполняющее только лишь роль нахлебника? Я тогда просто решил вообще забыть, что у нас есть государство, что я ему что-то должен, и стал своим чередом зарабатывать в такси.

Вот только государство про меня не забыло. Вспомнили депутаты, что есть такой народ - таксисты, которые якобы не платят стране дань. Хотя на самом деле большинство таксистов всё же всегда платили на базу либо отчисления с каждого заказа, либо суточный взнос, либо и то, и другое вместе. А уж человек, являющийся учредителем фирмы такси, обязательно был зарегистрирован в качестве предпринимателя, платил налоги, нанимал водителей, следил за их здоровьем и техническим состоянием их автомобилей.

Теперь с каждого заказа налог должен платиться дважды: таксисты по-прежнему платят и на базу за каждый заказ, и должны производить собственные отчисления в налоговую и в пенсионный фонд. Вот давайте представим, что я получил с пассажира за поездку сто рублей. Грубо говоря, рублей пятнадцать из них я должен отдать государству. Согласен: «кесарю – кесарево». Но двадцать рублей с сотни при этом я плачу таксистской фирме. Ещё пятнадцать в среднем уходит на техническое обслуживание автомобиля (масла, охлаждающая жидкость, тормозные колодки и тому подобные расходные материалы). Остаётся пятьдесят рублей – как раз на бензин. Ни на ремонт автомобиля, ни на семейные нужды оставлять уже нечего… Вот уж, действительно, «начали с голожопых».

Естественно, что таксисты ищут пути экономии затрат. Машину можно перевести на газ. Находить постоянных клиентов. Брать заказы без базы. Ну,

и, конечно, не платить налоги (на техобслуживании и ремонте автомобиля сэкономить, как правило, не получается).

Я пробовал таксовать законно. Опишу свои чувства.

Прежде всего, чувствуешь себя полным дураком: когда все таксующие личности просто сняли с машин шашки (которые по закону идентифицируют их, как таксистов) и установили в машинах светодиодные маячки с надписью «TAXI» (голь на выдумки хитра), ты один гордо ездишь с таксистской лицензией в бардачке и думаешь, что крут, но ровно до того момента, когда приходит время сдавать отчёты в налоговую и пенсионный фонд и, собственно говоря, оплачивать налоги.

И вот каждый квартал я исправно выворачивал карманы наизнанку, терял по одному дню на составление отчётов, сидя за компьютером. Но тут государство снова «нашло» способ пополнить свой бюджет – прямо аховым увеличением штрафов за дорожные правонарушения. Естественно, что неуплата штрафов вызывает проблемы с ГИБДД, и мне пришлось отдать приоритет оплате штрафов. И тут выяснилось, что на налоги денег уже просто неоткуда взять. И, когда судебные приставы арестовали все мои счета, включая кредитный, выставив к оплате сумму порядка ста тысяч рублей, я понял, что со статусом легального таксиста лучше попрощаться.

Конечно, пенсионному фонду теперь очень не хватает моих денег. Ещё бы, пенсионный фонд привык жить богато: делать дорогостоящие ремонты в своих помещениях, содержать большой штат высокооплачиваемых сотрудников. Но, увы: я не могу брать кредиты, чтобы расплачиваться с долгами по налогам, потому что здравый смысл мне подсказывает, что налоги – это часть моей прибыли, которой я делюсь с государством, за то, что оно предоставило мне комфортные условия для бизнеса, однако я в настоящем времени зачастую не вижу ни условий, ни прибыли, так о каких отчислениях сегодня может идти речь? Пока что государство должно быть удовлетворено хотя бы тем, что я не прошу у него денег на содержание себя и своих детей (а мог бы).

Когда наш пенсионный фонд нагло «проел» все деньги, копившиеся на его счетах десятилетиями, когда государство развалило сеть производств, приведя страну к существующему дефициту рабочих мест, иначе, чем кризисом, это и не назовёшь. Но из этого кризиса вряд ли можно выйти простым увеличением пенсионного возраста (даже если поднять его до ста лет) – нужно искать варианты, чтобы создавать стабильные предприятия со стабильными рабочими местами и стабильной прибылью, позволяющей платить налоги и пенсионные отчисления.

Мои пассажиры, например, в последнее время часто начинают возмущаться теми гипертрофированными зарплатами, которые получают высокопоставленные российские чиновники, предлагая именно их зарплатами и пополнить пенсионный фонд. Я тоже читал в Интернете что заработки многих чинуш при правительстве РФ составляют по несколько миллионов рублей в… день. И ещё (лет двадцать назад) я читал, что, чем более развито государство, тем меньше разрыв между самой высокой и самой

низкой оплатой труда. В той статье, кстати, приводилась в пример Япония, где высокие зарплаты отличались от низких всего... в двести раз. Как много! – подумал я тогда, ещё держа в памяти советскую «уравниловку». Но вот получаю я сегодня примерно тысячу рублей в день, а кто-нибудь, возглавляющий госкорпорацию «Роснефть», может похвастаться ежедневным доходом в пять миллионов: так получается, что разница между нами – аж в пять тысяч раз, а ведь я ещё – не самое низкооплачиваемое лицо в стране, а Сечин – не самое высокосидящее…

Кто-то из лидеров оппозиции уже начинает смело предлагать, чтобы зарплаты Правительства России были зависимы от эффективности управления страной. А то последние ходы нашего руководства уже не выдерживают никакой критики.

Все подряд недоумевают, зачем нагнетать инфляцию, если и дураку понятно, что повышение нефтепродуктных акцизов неминуемо приведёт к росту цен на бензин? А любое повышение цены на бензин, как известно, тут же традиционно аукается ростом цен на продукты, товары и услуги. Даже небольшое повышение зарплат бюджетникам или позёрски рекламируемые правительством копеечные прибавки к пенсиям приводят к новым виткам инфляции, к обесцениванию рубля, а в конечном итоге – к недовольству населения.

Несмотря на то, что наше население в силу своего менталитета будет недовольно в любом случае, но мудрое правительство должно понимать, что народу, как минимум, всегда нужна стабильность. А популистские ходы непрофессионалов от власти эту стабильность периодически только подрывают. Мои предположения о причинах такого поведения двояки: это либо глупость, либо жадность. Лично я склоняюсь ко второй причине. Я не вижу во власти откровенно тупых и не способных анализировать (хотя бы недавний опыт) людей, но я часто наблюдаю, как свои умственные способности чиновники используют для личного обогащения, придумывая разные схемы и проекты, которые смогут позволить обналичить государственные ресурсы и средства.

Растранжирили пенсионные деньги, и прикрыли это пенсионной реформой – какая проза! Тем более, что пенсии в нашей стране такие низкие, что много на этом государству не сэкономить.

Одна из моих пассажирок рассказывала, что погостила в семье бельгийских пенсионеров, которые объехали на накопления из своих пенсий полмира:

- Они и меня к себе взяли, потому что заинтересовались Алтаем, никогда здесь не были, много расспрашивали, читали о Республике в Интернете и наконец решились сюда приехать. В прошлом году приезжали. Что понравилось? Ну, естественно, пейзажи, виды. То, что нет комаров. Низкие цены.

Многие туристы, приехавшие этим летом в Россию на чемпионат мира по футболу тоже отмечали и восхищались, что у нас очень низкие цены. А местные тем временем радушно продают им втридорога сувениры и еду,

возят с наценкой в такси, не спеша признаваться, что сто пятьдесят евро – это весьма широкораспространённая величина российских зарплат и пенсий.

Много говорят, что Чемпионат мира был специально использован властями, как фон, для проведения в жизнь малоприятных населению решений. Может быть, но народу от этого не легче.

- Смотрели вчера матч, как наши сыграли с испанцами? – спросил я одного пассажира.

- Не смотрю я футбол, - нервно ответил мужчина. – Тут надо думать, как выжить, а не в игры играть.

Но большинство всё равно вдохновлено успехами нашей сборной по футболу. Оказалось, что и сила духа у россиян есть, и побеждать можем, и перспективы вырисовываются. А последний матч с Хорватией был настолько мощный, что и иностранцы, и соотечественники поздравляли всех членов сборной России с… поражением.

Звучали, безусловно, и в моей машине недоумения клиентов по поводу потраченных на проведение ЧМ-2018 миллиардов, по поводу миллионов, получаемых игроками, на фоне российской нищеты. Но моё мнение – оно того стоит. Какой прилив сил и вдохновения от того, что мы что-то можем в футболе. Значит, и в других областях сможем! И с налогами всё решим, как надо. И жизни будем проживать яркие и достойные, а не серенькие и скромные в ожидании нищенских пенсий.

Просто таксист

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.38 (4 голосов)