«Листок» неоднократно писал о том, как крестьяне Шебалинского района добиваются возможности распоряжаться своей землей. В материалах «Мы как загнанные в угол, все земли не наши», «Мы задыхаемся без земли» (в марте и ноябре прошлого года), а также некоторых других приводились документы, направленные в Правительство РФ с обоснованием передачи неиспользуемых ФГУП «Алтайское экспериментальное сельское хозяйство» (АЭСХ) земель - именно ему принадлежат лучшие урочища в районе.

В мае прошлого года наша газета рассказывала о крупном пикете возле районной администрации села Шебалино, на который вышли десятки людей с требованием как можно скорее решить вопрос о земле.

Также наши читатели, вероятно, помнят недавнюю публикацию о главе крестьянско-фермерского хозяйства из Мухор-Черги, коренном жителе района Сергее Сысоеве, которого через суд выселяли из старой кошары. Он со своей отарой овец на три зимних месяца попытался занять неиспользуемое в течение нескольких лет заброшенное помещение для скота. Как только в АЭСХ прослышали об этом, так с бумагами пришли заместитель директора и старший зоотехник, начали выгонять скотовода, угрожая судом. Хозяйство действительно обратилось в прокуратуру, затем было несколько заседаний суда, но, к счастью, после вмешательства газеты дело как-то «сошло на нет».

Однако, как рассказали нам местные жители, теперь эти пустующие восемь стоянок стали стараться занимать, размещать на зимнее время в них скот в небольших количествах, «только чтобы показать, что они заняты, чтобы местные жители их не использовали».

Вообще, история с передачей земель Шебалинского района для нужд муниципалитета длится уже семь лет и, казалось, была близка к своему благополучному завершению. Еще в 2011 году тогдашний Президент Дмитрий Медведев дал поручение правительству РФ оформить документы на те земли, которые «не используются наукой», и передать их в муниципалитеты.

Произошло это после того как были выявлены неоднократные случаи нецелевого использования РАН сельскохозяйственных угодий, когда на этих землях строились, к примеру, дома и коттеджи для чиновников. Тогда была проведена реорганизация РАН, в ходе которой выяснилось, что с советских времен этому ведомству принадлежит множество ненужных сельхозземель, которые и планировалось изъять в пользу населения.

И правительство Республики Алтай, и Шебалинский район, не говоря уже о местных жителях сел Актел, Черга и других, казалось бы, были заинтересованы в скорейшем решении данного вопроса. АЭСХ вроде бы тоже не возражало отказаться от части ненужных земель.

Началась долгая работа по подготовке документов, которая требовала составления карт, схем, кадастровых съемок, списков земельных участков...

Руководитель инициативной группы Шебалинского района Сергей Егузеков вот уже несколько лет занимается подготовкой необходимых запросов и отслеживает все этапы прохождения документов. Он с большим разочарованием воспринял тот факт, что буквально на днях из Правительства РФ пришли документы, если и не ставящие точку в многолетней борьбе крестьян за землю, то, по крайней мере, открывающие в ней новый этап.

- Сергей Егорович, вы глава крестьянско-фермерского хозяйства и кровно заинтересованы в решении данного вопроса...

- И не только я, но и многие фермеры нашего района. Я организовал КФХ в 2010 году, оформил все документы. Нам обещали землю, как только завершится процесс передачи земли. Мы спрашивали об этом у Юрия Семеновича Земирова, директора АЭСХ, беседовали с ним, он заверил, что это вопрос ближайшего будущего.
В Актеле тогда прошел сход, по итогам которого были оформлены протокол и соглашение о том, что земли, которые не используются АЭСХ, передаются крестьянам. Был подготовлен совместный пакет документов - АЭСХ, правительство РА, Шебалинский район - и направлен в РАН для рассмотрения. Но пока готовились и направлялись документы, произошла реорганизация - Российская Академия наук (РАН) была преобразована в ФАНО (Федеральное агентство научных организаций). Пришлось все начинать сначала. Нынче летом бумаги вновь все подготовили - чертежи, схемы, обращения. Отправили документы в ФАНО на подписание об отказе от ненужных земель и передаче их в безвозмездное пользование в пользу муниципалитета. Буквально недавно от них было письмо, в котором говорилось, что рассматриваются письма из министерства природных ресурсов нашей республики, что вопрос решается. И вот - снова реорганизация...

- Передо мной лежат документы. Распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2018 года: «Реорганизовать в целях последующего присоединения к федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий» ФГУП «Горно-Алтайское» в форме его преобразования в государственное бюджетное учреждение «Опытная станция «Горно-Алтайское» (Республика Алтай, Горно-Алтайск) и ФГУП «АЭСХ» (Шебалинский район, с. Черга) в форме его преобразования в федеральное государственное бюджетное учреждение «Опытная станция «Алтайское экспериментальное сельское хозяйство». Подпись - Председатель Правительства Дмитрий Медведев.

На основании этого в ответ на запрос Совета депутатов села Актел исполняющий обязанности министра природных ресурсов и имущественных отношений Ялбаков направил письмо со ссылкой на данное распоряжение. «В связи с чем решение вопроса о передаче неиспользуемых предприятием земель в муниципальную собственность сельских поселений Шебалинского района в настоящее время не представляется возможным», - говорится в этом письме.

- Я этим вопросом вплотную занимаюсь 3-4 года, и все время говорят: вот получим ответ из ФАНО, и тогда земли перейдут к вам. Но только движение пойдет - и опять замораживается...

- В прошлом году пришла бумага со ссылкой на какой-то президентский мораторий, мы об этом писали, что за мораторий наложен на эту землю и почему, выяснить так и не удалось.

- Вот именно. А для крестьян Шебалинского района это большая проблема. Не хватает земли для ведения личного подсобного хозяйства, для строительства жилья. Молодежь остается в деревне, а строиться негде.

- АЭСХ уже давно не использует многие свои земли?

- Очень давно. Раньше у них было много поголовья и, соответственно, много людей работало. Процесс сокращения пошел с развалом Советского Союза, в 90-е годы быстрыми темпами пошло сокращение рабочих мест. Многие земельные участки перестали использоваться и давно стоят заброшенные, заросшие бурьяном. Правда, после наших писем они начали прикрываться тем, что якобы работают, что земля принадлежит РАН, и она используется. Получается, расставаться с этими землями они не хотели, а использовать по полной не могли.

- Вы говорите, что они создают иллюзию, что земли нужны, что они используются, а как именно?

- Косят траву и продают, силос тоже продают. Поголовье скота практически отсутствует. Крестьянам запрещают, а сами косят и продают. Бизнес идет.

- Очевидно, АЭСХ будет присоединено к Алтайскому научному центру с руководством, видимо, в Барнауле, в результате укрупнения все земли отходят ему. Что это будет на практике - пока не совсем понятно. Из документов видно, что это агрохолдинг, большая организация со множеством отделений.

- А нам как дальше жить, если восьмой год нам не дают землю? Тем, кто всю жизнь прожили в этих селах и не могут на своей земле работать! Как нам быть? Кто будет работать на земле?

В некоторых селах есть земли запаса, муниципальные земли, а если взять Актел, Камай, Мухор-Чергу - здесь земли катастрофически не хватает. Почти все земли принадлежат хозяйству. У нас есть покосы, участки, где люди держат личное подсобное хозяйство, - может быть, и это все заберут?

Приезжие не станут разбираться, что где-то кто-то много лет косит, есть такие клочки, такие места... А ведь надо смотреть внимательно, можно сказать, под лупой.

- Допустим, будут организованы новые рабочие места, фермы. Местным это пойдет на пользу?

- Как сказать. Есть люди, кто любит работать в организациях, но и другие же есть, кто хотят вести хозяйство самостоятельно. Это не подходит крестьянам, которые хотят на себя работать, которые сами планируют свое время и хотят развивать свое собственное хозяйство, а не быть наемным работником. А в наших деревнях люди хотят работать, в основном, на себя.

- Местным жителям что-то объясняли, приезжали?

- Никто ничего не объяснял. А по срокам, согласно этому распоряжению Правительства, к 1 декабря уже все документы будут оформлены.

- Это все бумаги, а что будет в реальности с землей, с этими урочищами и покосами, как вы думаете?

- Скорее всего, скот весь наш отгонят, скажут, это земля не ваша. Их планы мы не знаем, они никого об этом не извещают.

- Ваши места благоприятны для разведения лошадей, коров, овец, создания личных подсобных хозяйств. Но КФХ зарегистрировано не так уж много.

- Крестьянских хозяйств было бы много, как в Шаргайте, Каспе, если бы была земля. У них уровень жизни совсем другой, большие поголовья скота, и все потому, что земля давно оформлена и эти крестьянские хозяйства давно созданы. В Шаргайте тоже было какое-то ОПХ, но они отстояли свои земли.

- Сергей, может, не стоит паниковать - бумажные дела долгие, они еще лет 10-15 будут раскачиваться...

- Нам важно получить землю в аренду, а не тайком использовать. Меня вот прокуратура все время пугает, грозит пастбища и покос забрать. Я все хочу расшириться, но нет возможности заготавливать больше кормов. Нет возможности для развития, а ведь многие, у кого небольшие хозяйства, увеличивали бы поголовье.

И обидно еще то, что была проведена большая работа, представители муниципалитета проехали по всему району, провели замеры, подготовили дорожную карту. «Росимущество» свою работу сделали, 10 миллионов на оформление потратили, и все пошло насмарку, так и осталось на нулевом уровне, положение даже хуже стало.

- Возможно, что все никуда не двигалось именно потому, что готовилось присоединение к более крупному хозяйству.

- Сколько писем я Путину написал, и все время были ответы, что идет подготовка пакета документов от ФАНО о передаче земель в безвозмездное пользование.

И все время нам писали: крестьяне, не бегайте, успокойтесь, все будет хорошо, документы оформляются.

И моратория, как оказалось, никакого не было. После всех этих обещаний нам что делать - крестьянам и жителям сел?

Идти работать на какого-то дядю?

Куда мы идем? Никто не готов ответить на этот вопрос. Мы россияне, жители России, мы живые люди, нам работать надо, детей кормить. Это наша земля, мы уже сколько поколений тут живем, и получается, что даже косить не можем. Скоро получится, что организация придет и скажет, что скот нельзя держать, косить нельзя, может, скоро велят уехать? А куда мы поедем, где мы нужны, если мы на своей земле никому не нужны...

Президент вот говорит о том, что нужно улучшить социальную жизнь внутри России. А вот с такими большими организациями федеральными как можно улучшить в маленьких селах социальную жизнь? Отбирая последнее у нас? Эта земля, на которой мы и наши предки всю жизнь жили!

Эти агрохолдинги и научные организации - мы не знаем, что за этим кроется, но это люди со стороны, и прибыль будет уходить туда. И не факт даже, что они создадут у нас рабочие места: есть такая практика, что откуда-то людей привозят на работу вахтовым методом. У нас «социальная жизнь» в селе и без того низкая, а если так будет, станет еще хуже...

Александра СТРОГОНОВА

Работа по передаче земель СО РАН Шебалинскому району близится к завершению

«Новости Горного Алтая», 19 мая 2017 года

Правительство Республики Алтай продолжает работу по передаче земель, находящихся в постоянном бессрочном пользовании Алтайского экспериментального хозяйства СО РАН в Шебалинском районе, в собственность муниципалитета. В дальнейшем эти земли будут предоставлены крестьянско-фермерским хозяйствам. Об этом говорится в сообщении пресс-службы правительства региона.

На сегодняшний день Алтайскому экспериментальному хозяйству СО РАН принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования около 67 тыс. га земель, прилегающих к населенным пунктам Шебалинского района. В то же время у жителей сел существует проблема нехватки земель для ведения крестьянско-фермерских хозяйств.

В 2011 году Росимущество совместно с представителями республиканской и муниципальной ветвей власти провело проверку использования земель, предоставленных хозяйству. Комиссия пришла к выводу о неиспользовании около 48,7 тыс. га земли. Однако процесс передачи земель затянулся по объективным причинам – в начале 2014 году в связи с реформой Российской академии наук президент Владимир Путин наложил годовой мораторий на все операции с имуществом РАН, который был затем продлен еще на год.

В декабре 2015 года правительство Республики Алтай обратилось в Минэкономразвития России с просьбой оказать содействие в передаче части неиспользуемой земли в собственность района для дальнейшего сельскохозяйственного использования. В апреле 2016 года была утверждена Дорожная карта по передаче земель в муниципальную собственность сельских поселений района.

«На данный момент работа ведется активно. Мы составляем перечень земельных участков, которые необходимы гражданам для ведения сельского хозяйства. До 1 июня мы должны согласовать этот перечень с администрацией района, Алтайским экспериментальным хозяйством СО РАН. Далее мы обратимся в Федеральное агентство научных организаций России (орган, осуществляющий управление имуществом РАН) для согласования их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования предприятия данными землями, чтобы в последующем была возможность передать их в районную администрацию, которая, в свою очередь, предоставит их для ведения крестьянско-фермерских хозяйств», — цитирует пресс-служба министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Александр Алисов.

Чиновник отметил, что последнее совещание рабочей группы, в состав которой входят представители Министерства сельского хозяйства, Госсобрания, органов местного самоуправления, СО РАН, Росимущества, по решению данного вопроса состоялось 12 апреля. Вопрос находится на личном контроле у главы региона Александра Бердникова.

«Если все мероприятия пройдут вовремя, в конце этого года состоится передача земель муниципальному образованию «Шебалинский район», — добавил министр.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.50 (2 голосов)