[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений Kek_Tas1 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

Окончание. Начало читайте здесь.

Одна из главных задач экспедиции "Глубины Алтая" заключалась в проведении современной, качественной подземной топосъемки. Мне удалось побеседовать с топосъемщиком Олегом Приваловым (г. Междуреченск, клуб "Э.Р.А.").
- Вчера мы обучались топосъемке у Стаса Васильева из Екатеринбурга, и я понял, что луше сразу переходить к практике, когда сам начинаешь что-то делать. И уже вчера вечером, когда мы вышли из пещеры, я, Стас и Павел Гриднев "отстреливали" эти воронки - Камышлинский провал, вход в Кек-Таш, Холодильник. А еще до этого мы с одной девушкой начинали практиковаться, делая план палаточного лагеря. До обеда нам дали вводный инструктаж по новым приемам топосъемки с использованием топодроида.

- Что за топодроид?
- На смартфон, "Самсунг Гэлакси", устанавливается приложение "Топодроид". С его помощью смартфон по блютузу синхронизируется с "Лейкой", то есть с лазерным дальномером. И все измерения непосредственно по блютузу переносятся на смартфон. Там можно делать следующие установки: либо ты делаешь замеры от пикета до пикета, либо делаешь обмеры право-лево-верх-низ. Потом тут же, не отходя от кассы, в смартфоне можно делать абрисы - по плану, по разрезу.
- То есть он автоматически обрабатывает данные и рисует абрис?
- Нет, абрисы ты сам рисуешь, вручную. А смартфон тебе учитывает все полученные дальномером параметры: азимут, угол, расстояние, и по ним выстраивает линию. В дальномере встроенный трехосевой компас. У него есть свои слабости - его нельзя близко располагать к магнитным вещам - фонарю, железякам из снаряжения, то есть как и с обычным компасом. А в остальном с ним очень удобно. Вот ты видишь на экране все прострелы от пикета до пикета, видишь основную нитку, видишь сплеи - то есть облако координатных точек для обрисовки, и тут же на месте по этому облаку точек обрисовываешь контур пещеры, стилусом по экрану. Потом на кнопочку нажал, у тебя раз - разрез, еще на кнопочку нажал, у тебя план. Еще нажал - у тебя тут же 3D, сразу можно всё посмотреть. Мы сегодня обнаружили, что у нас ход идет ниже, под ход, то есть закручивается спиралью, так интересно получилось.
В пещере я работал в группе с томичами. Сегодня отсняли 56 метров глубины, получилась петля более 300 метров, то есть длина отснятых ходов примерно 170-180 метров - это составом одной команды. В итоге погрешность ходов на 200 метров составила полметра.

{gallery}Kek_Tas1{/gallery}

- Всего вас, я слышал, работало три группы?
- Да, со мной было двое томичей; вторая группа - это Стас с девушкой. Они снимали завал конкретно. Еще одна группа делала топосъемку от пятого колодца до грота Хаос.
- Что из себя представляет работа съемочной группы? Что делаешь ты, что делают твои напарники?
- Ну смотри, как работает тройка? Вот тройка: первый - расставляет пикеты. Пикеты изначально написаны на светоотражающей ленте; маркировка идет буквами и цифрами, буквы в зависимости от группы. Эта лента надрезана напополам, ты берешь, отрываешь - всё, у тебя готовый пикет. У первого батарея пикетов, он идет по ходу, оторвал-поставил так, удобненько. Второй идет уже с дальномером, он тут же стреляет в пикет, делает сплеи (облако точек). Третий идет со смартфоном, то есть я, скачиваю сразу с дальномера информацию, все прострелы, тут же на месте делаю абрисы. Допустим, он прострелил от нулевого до первого пикета, пошел на первом пикете сделал сплеи, и пока он простреливает до следующего пикета, я скачиваю сплеи и делаю абрис, смотрю вокруг себя и корректирую, а потом дальше двигаемся. Вообще, эта технология очень удобная, мне очень понравилась. Порой в измерениях бывают ошибки, но их легко заметить. Когда ты уже в программе выстраиваешь на модели, на плане все прострелы, то видно, что где-то что-то как-то коряво встало, и в списке измерений уже все можно вручную исправить. Если набить руку, всё это замечается, исправляется быстро.
- Сколько часов ушло на работу?
- Мы этот участок снимали в два направления: туда, и для проверки сделали обратную петлю для проверки точностью съемки, и, как я уже говорил, на 360 метров погрешность была небольшая, две десятых процента. По времени это заняло около 5 часов. Это при условии, что встретились с другими группами, потом нам попалась съемочная группа, которая снимала фильм - пока они нас поснимали, как мы работаем. Даже крупный план был, как абрисы делаются.
Кстати, здесь же в планшете можно на месте указать, где вода течет, где какой уступ - там имеются все эти линии, обозначения для этого.
- То есть характерные особенности конкретного участка можно изобразить?
- Да, прям всё можно сделать, даже какие-то текстовые заметки. Вот мы нашли ход, где очень существенная воздушная тяга, и он куда-то продолжается. Потом выяснили, что это перепускной ход, потому что во время паводка сифон не справляется с утилизацией воды, и поэтому там такая тяга. У нас не было времени проверить этот ход, мы слазали туда, но не до конца. Я пометил его пунктиром, этот ход - и туда же текстовую заметку: "Хороший приход тяги". То есть мы потом смотрим: "Ага, вот уже заметочки - всё понятно, всё вспоминается". Очень удобно. При набитой руке и опыте топосъемка по такой технологии на порядок быстрее, чем старыми методами. За два дня экспедиции, грубо говоря, мы отсняли от входа до конца завала участок, потом участок от "тройника" (второго колодца) до первого сифона и участок от пятого колодца до Хаоса, то есть это примерно пятая часть пещеры. За два дня из десяти дней экспедиции - это хороший результат.

Утром, после завтрака, рабочие группы начали готовиться к выходам, готовить снаряжение, получать вводные инструкции. Мое внимание привлек лагерь летчиков, часть своей работы они уже сделали, и поэтому день им предстоял не такой напряженный. Евгений Крындыч, летчик-парапланерист из Новосибирска, рассказал вкратце о своей работе..
- Евгений, хотелось бы задать вам парочку вопросов, вы, насколько мне известно, пилот?
- Мы же такого ничего особого не сделали, чего нам вопросы-то задавать... (смеется)
- Ну, вы же своими полетами координировали поисковые группы?
- Координировали сами ученые; они поставили точки - полетели сюда, мы слетали на разведку, полетели туда - посмотрели.
- То есть вы слетали, а потом рассказали, что видели?
- Ну да. В первый день мы в первый полет нашли пещерку неисследованную интересную, поисковая разведка сходила туда, но ошиблись с координатой точки, и не дошли, в общем. Первый день был результативным, а вчерашний полет не настолько: все места уже изведанные, далеко не стали улетать, да и погода позволила сделать только два вылета. Хотели сейчас с утра, а поднялся ветер, потом дождь… У нас собой коптеры были с видеокамерами, я утром встал, его в воздух поднял, посмотрел - с юга тянет циклон, погода не летная будет, ну и всё, дал отбой. Чтобы лишний раз не летать, крыло не раскладывать, ты же сам видел, погода какая, в общем, в качестве разведчиков дрон сыграл свою роль.

С Евгением участвовал в полетах Геннадий Самохин - известный российский и украинский спелеолог, ему принадлежит мировой рекорд глубины спуска под землю (в пещеру). Он был установлен в карстовой шахте им. Крубера в Абхазии на глубину 2158 метров (2006 и 2007 гг.) и 2196 метров (2012 г.). Геннадий нашел несколько минут для беседы, я не мог не поговорить с этим уникальным и интересным человеком.
- Вчера Руслан, ваш коллега из Симферополя, рассказывал о вас. Здесь вы для себя какие исследовательские приоритеты поставили?
- Я помогал в организации экспедиции. Задумывалось, что нас соберется всего 10 человек, в итоге собралось больше 60-ти. Сначала это была такая приватная экспедиция, мы долго все это обсуждали, планировали. А приоритет - это делиться опытом. Я неоднократно организовывал экспедиции, делал топосъемки, спускался в пещеры, занимался геологией, делал навеску, разбирал завалы... На протяжении 30 лет я занимаюсь спелеологией, это богатый опыт, который позволяет делать различные варианты, и соответственно на различных участках я уже поработал. Сейчас летал на параплане, смотрел сверху на входы пещер. Летчики - они летчики, а я смотрел.
- То есть, вы вдвоем с летчиком в спарке летали?
- Да, потому что им как раз надо было человека, который знает, что смотреть, чтобы знать, что найти. И мы нашли два больших объекта, которые будем исследовать. Следующая задача - на входе в пещеру Кек-Таш очень опасный завал из камней - приходящий завал. Когда ребята пришли сюда, он полностью перекрыл вход. Они его разобрали, и он был нестабильный. А через него все пролезают, и он в любой момент может сойти. Я в своей жизни очень много работал с завалами, знаю, как они себя ведут и понимаю, как их стабилизировать. Я делал мероприятия по стабилизации завала.
- Как это происходило?
- Монтажная пена. Да, задувается между камнями пена, ставятся распорки. Ненужные камни убираются, нужные подпираются, пеной задувается - получается единый большой монолитный блок. Я это проходил уже много раз, это многолетний опыт, это работает во всех условиях.
- То есть, пена добавляет упругости и жесткости?
- Да, она расперлась и получился такой мост. Вместо каменного завала, который вот-вот упадет, где каждый на каждый камушек смотришь и думаешь: "Если его отодвинешь, и на тебя всё обвалится" - сейчас это единый блок и мы уверены, что он не упадет на людей.
- То есть, сейчас вы уже этот завал пеной задули?
- Ну да, мы как приехали, я зашел в числе первых в пещеру, и мы зашли и оценили, что да, завал опасный, взяли монтажную пену и тут же задули. Только потом уже все начали ходить в пещеру.
- А пена в пещерных условиях не разрушается, от воды, влаги?
- Только под действием солнца. А влажная поверхность даже лучше для адгезии. Мы приходили через три года в пещеру - просто как будто вчера запенили. Цвет белый. Свойства вообще никак не изменились. Она там идеально стоит и будет стоять очень долго. Что еще рассказать… С навеской разбирались, с топосъемкой. Я много в своей жизни делал топосъемок, и участвовал сейчас в топосъемке донной части пещеры. В общем, по всем направлениям старался работать.

Пока мы беседовали, большая часть исследователей уже разбрелась по своим объектам, однако мне удалось застать в лагере Валентина Мишина, первооткрывателя пещеры Кек-Таш. Он рассказал об открытии пещеры и истории ее исследований.
- В каком году вы ее откопали?
- В 1977-м. Здесь было две пещеры известных - Опасная, ее еще новосибирцы в 1967-м, кажется, или в 1966-м прошли, а потом уже томичи ходили после наших. Они ее Опасной, а наши ее назвали Тещина радость. Ну и так она Опасной и осталась; она действительно такая пещера. И был известен Камышлинский провал. И вот как-то мы с Метлево - это где Геофизическая, Зимняя - как-то мы пошли вечером в последний день похода с Серегой Астаханчиком. Спустились посмотреть лог. Вход был заиленный, покопались внизу - глина сплошная. Это сейчас промыло, сколько лет прошло. Назад пошли: что-то камушек торчит беленький, покопались, глину с щебнем убрали - раз, щелочка. Веточку туда ткнули - идет. Давай разбирать камни, глину - и вот он, вход! Тяга была, направление есть. Раскопали, ходик появился, идет метра три, а потом горизонтально пошел, а потом и колодец. Пошли, веревку взяли, спустились - стеночка там такая, вся в инее.
- Я читал, что эта пещера первоначально называлась Вечерний Променаж.
- Да, мы ее так назвали, потому что вечером пошли и раскопали. Ну, мы прошли, под стенкой вообще сыпуха, завал под первым колодцем. А что делать, назвали, а утром ушли. Года два туда не ходили. А потом у нас Кобутов из секции НЭТИ, они вдвоем с Большаковым прокопали завал. А потом началась эпопея: барнаульцы до первого сифона прошли, потом наши. В начале восьмидесятых мы с барнаульцами в декабре решили ее штурмовать. Собиралось человек по 8 от Барнаула и от Новосибирска столько же, но ударили морозы, и в итоге было 6 человек - с Барнаула оказалось всего 2 человека, Иванченко с ними, и с Новосибирска остальные. Вот тогда и придумали назвать ее Кек-Таш - Голубой камень. Там действительно, мраморизированный известняк такого серо-голубого цвета, очень красивый. И потом в 1984 году Стас Томогашев из секции НЭТИ в мае пошли с ребятами. Но не прошли, воды еще было много, мокрый снег кругом лежал. Потом в июне уже они базой стояли в пещере, и Большаков сходил один после базового лагеря до большого колодца, и вдвоем они со Стасом Домогашевым спустились туда и назвали его "колодец НЭТИ", сделали топосъемку нижней части пещеры, эта та топосъемка, имеющаяся на руках до момента этой экспедиции. А потом начали ходить все остальные. Ручей вход промыл, камни обнажились. Тут мы также в 1971-м на Метлево работали, и один мужик местный, с Кыркылы, рассказал нам про пещеру на Метлевском болоте, в бассейне Устюбы. Чайник уронил - а там воронка здоровая - медный чайник, главное - и он укатился. Всё, я говорит, не нашел его, куда он укатился. Провал такой. И вот мы потом спустились туда, но до нас там уже были майминские геологи, Никифоров. И после этого мы перекинулись сюда, на Чистые болота. Максимов, я и Астаханчев собирались. Но у меня не получилось, и они вдвоем нашли воронку, вскрыли и прошли в завалах ходы, тоже вскрывали. Но потом у них просел в завале ход метра на три. И они дальше не пошли. И потом мы втроем ходили, разобрали завал, до 70 метров мы прошли, - пещера "живая", ходы с завалами опасные, направление у нее горизонтальное. Топосъемку делали, потом на руки тоже отдали. После этого Максимов откопал СОАНтехническую...

После того, как лагерь опустел, я отправился к группе исследователей провала имени 40 лет Победы.
Это перспективная, неисследованная воронка, в которой, возможно, тоже скрывается пещера. Большинство пещер в этом районе были откопаны как раз вручную, поэтому исследователи не боятся поработать лопатой, кувалдой и ведрами, движимые азартом первооткрывателей. Под руководством Сергея Величко группа копала в воронке два хода - один новый ход долбился вручную в скалистом борту воронки по впадающему ручью, второй ход копался по основному шурфу. Ребята прорыли около 3 метров, вынув сотни ведер земли и камней. Если изначально ходы были законсервированы, теперь входы обозначили ощутимые продолжения вглубь и признаки наличия пещеры.

Кратко об итогах экспедиции

По окончанию экспедиции, когда участники уже вернулись домой, я связался с руководителем проекта Станиславом Купцовым:
- Станислав, как экспедиция прошла, какие успехи? Хотелось бы немножко подосвежить материал комментарием о главных итогах экспедиции от руководителя проекта.
- Успехи потрясающие, работы еще предстоит очень много. Можно говорить в целом, что в пещере Кёк-Таш открыта новая система, информация о ней будет позже. В двух словах: отснято 240Gb видеоматериала; полностью переснята пещера Кёк-Таш. Глубина 320м, протяжённость 1300м. Найдена и вскрыта новая пещера Аврора, глубина уже 35м, пещера и не думает останавливаться. Холодно, большой ток воздуха. Вскрыта безымянная пока пещера в воронке рядом с воронкой 40 лет победы. Пещера так же идёт, остановил проходку только паводок. И ещё многое и многое. Самое главное: мы показали, что в сердце Сибири, на Алтае, возможны масштабные и эффективные всероссийские экспедиции! Участников было более 70 человек, все работали как один организм, все устали, но результаты - просто потрясающие! Все готовы приехать повторно и все готовы привезти с собой ещё людей.

Мерген Челтанов. Фото автора

 Дрон исследует пещерную воронку; группа С. Величко работает в воронках 40 лет Победы; Олег Привалов (в центре в красной каске) у костра рассказывает о новых методах топосъемки; мотор от паралета; лётчик Евгений Крындыч; первооткрыватель Кек-Таша Валентин Мишин; Геннадий Самохин, покоритель глубочайшей пещеры миры - п.Крубера

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)