Программа переселения людей из ветхого и аварийного жилья стала поистине золотым дном для различного рода мошенников  и чиновников, иногда действующих заодно. Ярким примером подобного сращения бюрократии с криминалом, кумовства и попирания прав людей стал случай, приключившийся с расселением одного из аварийных домов в Шебалинском районе.

Село Дьектиек находится в семи километрах от районного центра. В стародавние времена это село было центром мощного совхоза "Новый путь", охватывавшего территорию шести сел Шебалинского района и после приватизации переименованного в ЗАО "Новый путь". В советское время для сельчан был построен суперсовременный для Дьектиека по тем временам многоквартирный дом - с центральным водопроводом и отоплением от центральной котельной, в него заселяли лучших специалистов совхоза, учителей Дьектиекской школы.

За десятки лет, прошедших с той поры, дом обветшал, а в 1996 году правление совхоза отключило и водопровод, и отопление от котельной, жителям этого дома по адресу улица Школьная, дом 6, пришлось устанавливать обычные для сельской местности рукомойники и класть печки. По сути, дом превратился в обычный барак. Часть квартир дома была приватизирована, часть числилась за совхозом, который затем обанкротился. Конкурсный управляющий ЗАО "Новый Путь" Гульмира Тулебаева безуспешно пыталась оформить документы на три квартиры для продажи и покрытия долгов совхоза, но отсутствие правоустанавливающих документов в архиве ЗАО не позволило ей оформить и продать ничего из бывшей совхозной недвижимости. И если построенные из железобетона здания бывших совхозных ферм были частично разобраны по приказу конкурсного управляющего и проданы как бывшие в употреблении стройматериалы, зияя ныне руинами остатков конструкций, то квартирами заниматься конкурсный управляющий не имела возможности. Часть квартир пустовала из-за неприемлемых условий для проживания, какие-то квартиры ремонтировались и оформлялись.

В 2008 году по программе капитального ремонта многоквартирных домов была заменена шиферная крыша дома на железную. Стоимость этого "капремонта", после которого крыша начала протекать пуще прежнего, составила один миллион 446 тысяч рублей. Производителем работ по замене кровли 16-квартирного здания была фирма "Алтаир" в лице прораба Арарата Мартиросовича Марабяна, а заказчиком, через которого проводились платежи из бюджета - частная компания семьи Чумуевых с названием "Управляющая компания "Уют".  На жалобы жильцов о протечке дырки в крыше были запенены монтажной пеной, которой хватило на год, впоследствии строители и носа не казали на объект, за замену кровли которого они отхватили почти полтора миллиона рублей. Как мы поняли из документов и рассказов жителей Шебалинского района, сфера капремонтов и содержания коммунального хозяйства Шебалинского района является "частным огородом" Чумуевых, и подобные случаи, как крыша дьектиеского дома, скорее правило в Шебалинском районе, чем исключение.

Тем не менее, жильцы дома по улице Школьной, 6, не унывали, избрали себе председателем домового комитета Марину Павловну Кергилову, ставшую затем и сельским депутатом. Марина Павловна начала добиваться того, чтобы этот дом включили в программу расселения из ветхого жилья. На ее письма от имени жильцов приходили красивые отписки из разных инстанций о том, что в стране и республике выполняется программа по переселению из ветхих домов и на этом фронте добились больших результатов, но расселение их дома не планируется. Тем не менее, дело сдвинулось с мертвой точки и усилиями жильцов этого дома и чиновников районной администрации, весной 2016 года данный дом был внесен в список на расселение. Были проведены работы по межеванию кадастровым инженером Алиной Диковой, дочерью заместителя главы Шебалинского района, начальника отдела архитектуры и градостроительства района, главного архитектора Диковой Ольги Александровны. Было принято решение о расселении жильцов дома с предоставлением им квартир в микрорайоне Алгаир в Майме. И вот тут люди, понявшие, что владельцы квартир из этого аварийного дома получат благоустроенные квартиры почти в столице Республики Алтай, спохватились, воспользовавшись инсайдерской информацией.

Из 16 квартир четыре оказались неоформленными. У некоторых квартир хозяева не знали о переселении, чем и воспользовались ушлые проходимцы. Начнем все по порядку с каждой квартиры.

Квартира №1- проживающие здесь документы на свою квартиру оформили, ждут переселения.

Квартира №2 - проживающие в ней жильцы оформляют квартиру через суд.

Квартира №3 бесхозная, никто не живет, летом этого года глава сельского поселения Василий Алматов оформил на нее документы как на принадлежащую сельскому поселению, хотя данная процедура возможна только после признания квартиры бесхозной в суде. Оформлением документов занималась Алина Дикова - дочь районного архитектора, как мы указывали выше.

Квартира №4 оформлена, хотя в ней и не живут, владельцы в курсе, что им дадут квартиру в микрорайоне Алгаир села Маймы.

Квартира №5 - наследник проживавшего здесь человека оформил через суд наследство, и по какой-то причине оформил дарственную на квартиру на имя своей тещи Вакуриной Светланы Александровны, родной тети главы поселения Василия Алматова.

Квартира №6  оформлена, жильцы ждут переселения.

Квартира №7 - одна из жителей села Дьектиек, Челканова Ольга Васильевна пыталась оформить данную квартиру, представив документы о покупке этой квартиры в 2010 году у администрации ЗАО "Новый путь", а также справки из сельской администрации о том, что она якобы являлась добросовестной жилицей этой квартиры. Однако Шебалинский районный судья Эрмен Унутов вынес отрицательный вердикт по ее иску, несмотря на поддержку сельской администрации, посчитав предоставленные ею документы не вызывающими доверия, тем более что права на эту квартиру оспаривала семья Тордоковых, главе которой, Георгию Тордокову, она была предоставлена в далеком 1998 году как работнику ЗАО "Новый Путь". Однако и Георгий Тордоков получил отказ в удовлетворении иска, так как с 2006 года он в связи с пополнением его многодетной семьи переехал в другую квартиру, побольше, но и ее ему оформить не удалось, почему - расскажем далее.

Квартира №8 оформлена, жильцы ждут переселения.

Квартира №9 досталась по наследству Чичкашеву Вячеславу, документы на квартиру им были оформлены, но сам он там не жил, а живет в селе Беш-Озек. Ненужную ему квартиру за скромную сумму в несколько десятков тысяч рублей зимой 2016 года у него приобрела уже упоминавшаяся Алина Дикова, оформив на свою бабушку Людмилу Никитину. Говорят, что Чичкашев, узнав о том, что получив такую небольшую сумму, он лишился квартиры в Майме, очень расстроился, но что теперь поделаешь, Алина Дикова от своей мамы знала что покупает.

Квартира №10 оформлена, жильцы ждут переселения.

Квартира №11 стоит ныне пустой, у бывшей хозяйки Стребковой ее приобрел ныне покойный ее родственник Михаил, не удосужившийся оформить покупку. Незадолго до своей смерти дядя Миша, как его все называли, продал квартиру многодетной семье Оксаны Тордошевой, жившей в ней со своими детьми и тоже не успевшей оформить документы на приобретение квартиры. После трагической смерти Оксаны Тордошевой ее дети остались круглыми сиротами, так как отца у них уже не было, и находились на воспитании у родственников. Тогда эту квартиру у Стребковой, проживающей в селе Сараса Алтайского района, приобретает все та же Алина Дикова, оформив ее на имя своей родной тети. Сумма покупки нам неизвестна, но полагаем, она соразмерна сумме, заплаченной за квартиру Чичкашева. Теперь государство должно предоставить детям-сиротам Тордошевым квартиры, за которыми им придется отстоять в очередях не один год, зато Алина Дикова станет хозяйкой еще одной квартиры в Майме.

Квартира №12 оформлена, ее хозяйка Буйдышева Чечеш в ней не живет, нам неизвестно, знает ли она о предстоящей выдаче ей квартиры в Майме, и вполне может статься, что живущая в Онгудае хозяйка тоже может стать жертвой Алины Диковой.

Квартира №13 оформлена, жильцы жду переселения.

Квартира №14 числится за Водениковой Мариной Даниловной, оформлением документов по доверенности занимается все та же Алина Дикова.

Квартира №15 оформлена, ее хозяин Леонид Киви в ней не живет, так как переехал в город Гусь-Хрустальный. О том, извещен ли он о предстоящем переселении, мы не имеем информации.

Квартира №16 - с 2006 года в ней проживает многодетная семья Георгия Тордокова. Оформить эту квартиру ему не удалось. Как нам стало известно, данную квартиру глава поселения Василий Алматов оформил на сельскую администрацию, также как и квартиру №3. Таким образом, семья Тордоковых рискует остаться на улице, так как по закону после расселения ветхого дома здание должны снести в течение трех месяцев.

Этот дом в тихой сельской глубинке стал образчиком того, как районные чиновники могут одним росчерком пера влиять на судьбы людей, заботясь о своих личных корыстных интересах. Спят органы опеки Шебалинского района, не замечая, что сироты и дети из многодетной семьи остаются без жилья, спит районный прокурор Сергей Пиндык, не замечая злоупотреблений районного архитектора и ее родственников. Ни глава района Иван Кириллов, ни председатель районного совета Эрчим Сарбашев не хотят видеть, что творят их подчиненные.  По обращению жильцов этого дома по улице Школьная, 6, мы съездили в Дьектиек, поговорили с жителями села, посмотрели на все это безобразие и процветающие дикие нравы шебалинских коррупционеров. Это все, что мы можем сделать, и не можем мы дать ответа, отводя взгляд от вопрошающих глаз замученных бюрократами людей.  Мы можем только сделать так, чтобы их вопрос услышали жители Республики Алтай и присоединиться к нему: доколе же будет твориться подобный беспредел и дикость?

Амыр АЙТАШЕВ

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.25 (6 голосов)