На глаза неоднократно попадалась информация о краеведческом музее села Шебалино, что от раза к разу все больше разжигало мое желание его посетить. Я давно знала его местонахождение, видела музейные постройки, но цели наших экспедиций были иные, поэтому мы каждый раз проезжали Шебалино по объездной дороге, двигаясь, то на поиски петроглифов Белого Бома, то нас манило устье реки Аргут, то водопады Чулышманского каньона. Но информация о том, что среди экспонатов Шебалинском музее находится Беш-Озекское каменное изваяние тюркской эпохи, послужило сигналом к действию, поэтому морозным утром 16 февраля сего года мы отвели Ярослава в садик и двинулись на встречу с хозяйкой краеведческого музея Шебалинского района - Серафимой Ивановной Яжанкиной.
Всю дорогу, пока мы ехали вдоль Катуни от Чемала до Усть-Семы, нас завораживали утренние морозные пейзажи. Над открытыми участками реки роился насыщенный пар, деревья береговой линии приоделись в белые наряды, небо было затянуто тончайшей пелериной облаков, поэтому солнечные лучи весьма рассеяно пробивались к земной поверхности. Вторая половина пути шла долиной реки Сема, но ее практически не было видно, Шебалинский район в эту зиму весьма основательно покрылся толстым снежным саваном. Зимняя дорога была прекрасной и мы быстро домчались до села Шебалино, припарковавшись на улице Советской, 32 А.
В музее кипела жизнь, все сотрудники, а это Павел Николаевич Яжанкин (автор герба Шебалинского района и эскиза медали), Вера Монылчиновна Яманова и хозяйка музея - Серафима Ивановна Яжанкина были заняты работой. Серафима Ивановна, выслушав мое приветствие, отложила рабочие бумаги и разговор завязался.
Мы затронули разные интересные темы: и становление Шебалинского музея, и музейных дел мастеров, что возглавляют таковые в разных районах республики, и алтайских шаманов, что есть и по сей день в местном обществе. Рассказы Серафимы Ивановны настолько завораживали, что я сидела и внимала каждому ее слову, удивляясь рассказанным фактам и историческим событиям. Серафима Ивановна - открытый, доброжелательный, интересный собеседник, обладающий даром рассказчика. Ее обаяние, душевная красота, мудрый опыт жизни привлекают настолько, что три часа общения показались нам каким-то мгновением.
Невероятно труден (с одной стороны) и интересен (с другой) жизненный путь Серафимы Ивановны. Он достоин не просто сухих статей в газетах и журналах, а целой книги, ведь то, что сделано этой неутомимой, трудолюбивой женщиной, в том числе и в плане развития местного музея, не помещается в его залах, это всегда будет существовать в людской памяти как односельчан, так и жителей республики.
Родилась Серафима Ивановна в селе Курай 20 октября 1941 года. Отец ее - Кордоев Дебр (Иван) Кордоевич, погиб в 1942 году, так и не увидев свою дочку. Когда Серафиме Ивановне было 8 лет, умерла ее мама - Кордоева Чаан. Старший брат Петр "повел" двух сестер Веру и Серафиму через горы к родственникам в Акташ. Учителя школы, где она училась, всячески завлекали юную Серафиму перебраться в Горно-Алтайский детский дом, но брат напрочь отверг все их предложения, заявляя, что он сам справится. И справился! Петр Иванович более 25 лет своей жизни был председателем местных (Кош-Агачский район) колхозов: "им.21 партсъезда", "им.Чапаева".
В 16 лет Серафима Ивановна, тогда юная девочка, отправилась учиться в Текстильный Техникум города Барнаула. Но все сложилось иначе - она пошла работать на Меланжевый комбинат. Сначала чистильщицей, потом, после достижения 18 лет - прядильщицей. В 1961 году она закончила Барнаульскую школу рабочей молодежи №8 .
О школе Серафима Ивановна рассказывала с особой теплотой, особенно об учителях, которые помогали алтайской девочке, толком не знающей русского языка, выучиться, да так, что в дальнейшем, уже после окончания Горно-Алтайского Пединститута, она будет учить детей, работая сначала в школах Усть-Канского района (Усть-Кан и Козуль), потом Шебалинского. Какой надо было обладать силой духа, волей и характером, чтобы так рано выбрать свой путь и, вопреки разным обстоятельствам, идти своей дорогой!
А еще Серафима Ивановна рассказывала настолько ярко и красочно, что мы в мелких деталях представляли то, о чем велось повествование. Говоря о событиях того времени и о личных вещах, с которыми она приехала учиться в Барнаул, мы представляли себе и тот фанерный чемодан, который, не имея замка, закрывался на гвоздь; и ту скамейку, где почти сутки она просидела у проходной Меланжевого комбината; и толпы людей, идущих через проходную предприятия со смены на смену, которые потрясли будущую работницу этого предприятия.
Сегодня у Серафимы Ивановны двое детей, пять внуков и 3 правнука. Старшая дочь Людмила со своей семьей живет и работает в Майме, она учитель высшей категории. Сын Эжер - технический директор компании "Солнечный".
Мы много разговаривали, ходили по уютным небольшим залам музея, пили чай. Экскурсия, которую провела для нас по музею Серафима Ивановна, удивила нас обилием собранных материалов и количеством представленных экспонатов. Долго она рассказывала про предметы археологической выставки. Мы узнали и про средневековые могилы, что случайно нашли местные жители в скальных нишах горного лога окрестностей села; и про раскопки Беш-Озекских курганов, где, также как и в знаменитых Каракольских захоронениях, на плитах каменных ящиков были найдены рисунки невероятных существ с длинными руками и солнцеподобными головами; и про наскальные рисунки окрестностей Шебалино; и про каменное изваяние, что подарил музею житель Беш-Озека; и про то, как в рыхлых толщах Шебалинских окрестностей они искали и находили кости и осколки бивней мамонтов, сожалея, что сразу эти осколки не перевязали скотчем, поэтому некоторые из них рассыпались на части. Серафима Ивановна очень сожалела, что в ходе самостийных раскопок пещерных склепов она не смогла убедить молодых ребят передать в музей уникальный экспонат - осколок бронзового зеркала с необыкновенным орнаментом и радовалась, и что все-таки удалось сберечь для музея фрагменты конской упряжи.
А еще в процессе ее "живой" экскурсионной лекции всегда делался акцент на то, что она постоянно работала и работает с детьми: то на экскурсиях, то в поездках, то в походах и даже в экспедициях. Она сама неоднократно принимала участие в археологических раскопках ведущих наших ученых.
Тюркское каменное изваяние, что стоит на полу у археологического стенда, было настолько для меня необычным, как по размеру, форме, так и по стилю оформления его древним мастером. Оно не достигало и метра высоты, и почти всю верхнюю половину его занимало изображение лица, оформленное неглубоким желобком. Черты лица были очень необычны, если брать во внимание другие каменные изваяния Алтая: большие глаза, не совсем типичный рисунок носа, дугообразные брови, усы и рот. Это лицо как будто смотрело на тебя из глубины веков, и, что интересно, взгляд изваяния был какой-то "добрый", если можно так обозначить словами выражение каменного лица. Так и поверишь в алтайские легенды, что приводит Г. Н. Потанин в своих этнографических заметках. Каменные изваяния Алтая - это невероятно интересный историко-культурный пласт, разгадывать загадки которого будет не одно поколение ученых и любителей истории. А еще, рассматривая фото с наскальными рисунками окрестностей Шебалино, мы договорились с Серафимой Ивановной о том, что в теплый период года она покажет нам направление в котором расположена скала с петроглифами. А мы, в свою очередь, поделимся с музеем фотоматериалами.
Далее мы прошли в следующий зал, где на стенах висели сделанные Павлом Николаевичем и оформленные стенды, посвященные каждому селу Шебалинского района. С них, этих стендов, смотрели на нас лица тружеников села. Этот зал, пояснила нам Серафима Ивановна, очень интересен жителям района, которые приходят сюда увидеть родные лица и повспоминать…
Третий зал музея посвящен Революции, Гражданской и Великой Отечественной войнам. Даже атмосфера в этой комнате была какая-то особенная. Мы можем по-разному относиться к революции и гражданской войне, но Великая Отечественная война затронула каждую семью страны, поэтому в нашей памяти золотыми буквами будут вписаны имена героев войны, тружеников тыла и детей войны. Сюда в музей на встречу с Серафимой Ивановной надо массово водить детей и подростков на патриотические мероприятия, причем, не только Шебалинских, но и других сел и районов республики.
Четвертый зал музея расположен в цокольном помещении этого старинного здания. По деревянной лестнице мы спустились в темное помещение, но как только включился свет - нам явились представители животного мира. Про каждое чучело Серафима Ивановна рассказала историю его появления в музее, интересно, что все чучела делала наша чемальская мастерица. Вот на задних лапках стоит маленький, не более полуметра медвежонок, вероятно, погибший после потери матери. Довольно крупный волк сидит как живой в позе "воя". На выставке представлено много чучел животных, но всем без исключения нравится пара глухарей, изумительной работы. Здесь же, слева, представлена формирующаяся минералогическая коллекция. У входа в цокольное помещение на правой стене развешаны старые кинокамеры, давно вышедшие из употребления по назначению.
Поднявшись на первый этаж музейного здания, мы оделись и вышли на усадьбу музея, где располагались невероятные по количеству и качеству собранных экспонатов еще два музейных здания: "Алтайский Аил" и "Русская горница". Зимой среди сугробов, а летом среди цветных клумб возвышался сложенный из жердей и покрытый корой аил - главное музейное здание, по мнению туристов, которые предпочитают посещать именно его. И не все вегетарианцы из ряда иностранцев здесь могут удержаться от дегустации мясных национальных блюд. Чуть помолившись своим богам, они поедают блюда из баранины.
"Туристы могут часами сидеть только в этом аиле, - говорит Серафима Ивановна, - мы проводим здесь экскурсию и дегустацию национальных блюд". Войдя в аил через низкую дверь, мы погрузились в невероятный для музея мир и настолько реальный, что быт алтайской семьи чувствовался во всем: и в убранстве, и в развешанных многочисленных предметах (мужских, женских и детских). Каждый экспонат можно потрогать, даже повертеть в руках, потому, что только после тактильных ощущений можно по-настоящему погрузиться в атмосферу алтайского быта, а если еще и испить чегеня, то здесь можно пробыть не один час. Вот - потрясающей работы сосуд из сыромятной кожи, на стенках которого изображены в простой рисовке главные символы жизни, центральное место среди которых занимает символ вечности. А это - огниво, своеобразный "кошелек" на тонком пояске, отделанный тонким металлическим орнаментом. За очагом, напротив входа, вывешены образцы национальной одежды: прекрасной работы и сохранности алтайская шуба, платья и реальные детские одеяния, сшитые местными мастерицами.
Еще одно музейное здание - "Русская горница" - самая молодая постройка музея. Серафима Ивановна рассказывала, что для возведения этой горницы пришлось демонтировать и перенести на другое место аил и потов вновь восстановить его на прежнем месте. Справа от горницы стоит колодец, а на ее крыльце слева в роли экспоната установлены старорусские наличники. В горнице великолепная обстановка - воссоздана русская печка; иконный угол; повсюду развешаны ручной работы занавески с незатейливым русским орнаментом; зеркало еще той далекой эпохальной жизни; самовары; часы и масса предметов русского была. Все в комплексе и по отдельности способствуют погружению теперь уже в русскую культуру.
Знаете, от стенда к стенду, от одного музейного здания к другому становилась ясной очевидная мысль, что "не история делает человека, а человек историю". И мысль эта применима к Шебалинскому музею, именно в буквальном смысле. То, что мы сегодня увидели в музее - это стиль жизни и образец большой созидательной работы грамотного, увлеченного, проактивного человека - хозяйки музея Серафимы Ивановны, которая смогла так поставить это нелегкое музейное дело, что музей сегодня является гордостью не только района, но и республики. В гостях у Серафимы Ивановны мы будем теперь бывать часто, так как не все то интересное, что есть в музее, мы увидели, осмыслили и осознали.
6 ноября 2017 года Шебалинскому краеведческому музею исполнится 15 лет. У музея есть три филиала: в селе Актел (заведующая - Чинарова П.В.), посвященный М.В. Карамаеву; в селе Апшуякта (заведующая - Майманова Н.Г.), посвященный Чаптынову В.И.; в селе Камлак (заведующая - Мельникова М.И.).
Путешествия продолжаются…
Ольга Горских, фото автора
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи